Шистозомулы обнаруживаются в артериолах и капиллярах, а также (в меньшем количестве) в полости альвеол.
Промежутки между более крупными сосудами, особенно артериями, отечны; имеются скопления лейкоцитов, главным образом полиморфноядерных, и в их числе много эозинофилов. В полости альвеол небольшие скопления лейкоцитов. На 5-й день после заражения кровоизлияния больше выражены близ плевральной поверхности, чем в центральных участках. Имеются значительные количества паразитов в кровеносных сосудах и больше в паренхиме. На 6—7-й день кровоизлияний отмечается уже меньше, число шистозомул незначительно и периваскулярная реакция сошла на нет.
В опыте Фауста и Мелени у собаки, павшей после инвазии, были обширные кровоизлияния; бронхи у хилуса были наполнены кровянистой слизью, но воспаления слизистой оболочки бронхов или трахеи не было. Капилляры альвеолярных стенок не были расширены, равным образом не было выхождения лейкоцитов. Более крупные сосуды, особенно вены, инъицированы.
Цитируемые авторы полагают, что эти поражения не являются выражением и дальнейшим развитием процесса, вызванного миграцией молодых шистозом, а представляют результат общей токсемии, обусловленной громадным количеством чуждых протеинов в крови. Они полагают, что подтверждением этого могут служить некрозы в печени и в почках, о которых речь будет впереди.