Дифференцировка дефинитивных тканей в большей мере определяется условиями существования и функциональными требованиями к ткани, и у филогенетически разных тканей она может быть близкой или идентичной.
Это объясняется тем, что фонд базисных программ дифференцировки для разных тканей организма является общим.
Как следствие ткани, находящиеся в стабильном состоянии, в известных пределах можно понимать только в рамках морфофункциональных оценок. Так, особенности эпителия ротовой полости человека (его многослойность, распределения зон ороговения) сами по себе не требуют генетических объяснений. Но такой подход достаточен только до тех пор, пока мы рассматриваем «спокойные» дефинитивные ткани в пределах одного крупного таксона животных (например, у млекопитающих). При сравнении одноименных тканей у менее родственных друг другу животных уже необходимы и генетические объяснения.
У одних беспозвоночных механическая прочность и защита эпидермиса обеспечивается хитином, у других — коллагеновыми волоконцами, погруженными в матрикс из глюкозаминогликанов [Заварзин-мл., 1976]. И дело здесь не в различиях механических свойств этих субстратов, хитиновые покровы также могут быть, гибкими или негибкими, как конструкции из коллагеновых волокон. При сравнении покровных тканей очевидно, что у кольчатых червей, членистоногих, оболочников, высших позвоночных защита покрова от механических повреждений осуществляется принципиально разными способами.
В пределах этих таксонов принцип организации ткани остается неизменным. Это означает, что фундаментальные особенности большинства тканей определялись вместе с формированием типа организации всего животного, при возникновении каждого крупного таксона. Дальнейшая гистологическая эволюция внутри каждой группы животных была ограничена удачно найденным решением. Возникшие при этом различия разных типов животных не имеют функциональных объяснений, так как защита эпидермиса может быть обеспечена и роговыми образованиями, и хитином и другими способами.
Мы точно не знаем, чем определялся тот или иной выбор. Но плейотропные эффекты генов — правило, и это позволяет думать, что способность к синтезу хитина или кератина не могла быть изолированной особенностью эпидермиса. Это свойство неизбежно сказывалось и на свойствах других тканей и организма в целом. А такое утверждение равнозначно заключению, что выбор основных путей эволюции тканей определялся филогенезом животного как целостного организма, а не одними только функциями ткани.