Это ведет к тому, что в дифференцировках имеются черты как особенного, так и всеобщего, свойственного многим тканям разных животных.
А детерминация, особенно позиционная, отражает только специфику тканей. И в линии эволюции, ведущей к усложнению организмов, детерминация вновь возникающих тканей эволюционирует только дивергентно. Это, однако, не препятствует появлению параллелизмов в дифференцировках. Надо отметить, что механизм этих параллелизмов не такой, как в эволюции целостных организмов.
Во многих случаях параллелизмы в эволюции тканей объясняются тем, что программы дифференцировки одной ткани используются в другой. Напротив, сходные результаты эволюции некоторых тканей у представителей разных типов животных должны иметь сходный механизм с подобной эволюцией целостных организмов. Здесь сходные программы морфогенеза вырабатываются независимо, а их сходство объясняется наличием общих черт генома и общностью требований, которые естественный отбор предъявляет к морфологии организмов. Так, можно полагать, что программа дифференцировки поперечно-полосатой мышечной ткани членистоногих и позвоночных развилась из совершенно одинаковой первичной программы.
Исходным элементом была целомическая миоэпителиальная клетка с поперечно-полосатыми миофибриллами. Затем она превратилась в обеих линиях эволюции в поперечно-полосатый миоцит, и это был единственно возможный путь специализации эпителиально-мышечной клетки. Движущие силы, определившие объединение миоцитов в миосимпласты, пока не до конца ясны, но со временем они могут быть выявлены, что и объяснит продолжение данного параллелизма до симпласта.