Таким образом, не дано ответа на вопрос, возникший еще в прошлом столетии: почему ткани разного филогенеза и развивающиеся в онтогенезе позвоночных из разных источников могут иметь одинаковую дифференцировку, что это означает?
Школа А. А. Заварзина отвергала такую возможность (сходные по функции ткани полагались близкими и по филогенезу). Однако ранее приведенные нами материалы показывают, что эта точка зрения не соответствует фактам. Труды школы Н. Г. Хлопина показали, что морфологически сходные, но разные по филогенезу ткани имеют различную детерминацию, что и выявляется при культивировании.
Вследствие этого изменилось содержание старой проблемы. Если ранее для достижения кажущегося решения достаточно было отрицать, что происхождение ткани из того или иного эмбрионального зачатка имеет значение для ее свойств, то теперь этот путь уже закрыт. Действительно, нельзя сомневаться в том, что различиям в филогенезе соответствуют различия в источниках эмбрионального развития и детерминации дефинитивной ткани. Проблема, следовательно, сводится к несоответствию детерминации и дифференцировки.
Как говорилось выше, тканям присуща позиционная детерминация, определяющая положение ткани в организме. С этой стороны тканей столько же, сколько и органов, и даже больше, так как позиционная детерминация может быть дифференцированной и для частей органов. Этому не всегда соответствует характер дифференцировки. Понимание тканей как однородных компонентов разных органов как раз и отражает эту особенность. В разнообразии дифференцировок имеются какие-то ограничения, проявления которых и воспринимаются как параллелизмы в эволюции. Рассмотрение возможных причин ограничений естественно начать с клеток и затем перейти к ткани как целостной системе.