Но рекапитуляция серии анцестральных тканей при перестройке части звеньев допускает и глубокие филэмбриогенетические перестройки тканей.
Новые функции легче возникают, если какая-то основа для них уже имеется. Слабые признаки могут быть «подхвачены» и усилены естественным отбором. Поэтому, если бы в онтогенезе эпителии сразу появлялись уже как эпителии, а предшествующие им ткани вообще не воспроизводились, то трудно было бы ожидать вторичного появления в них сократимых клеток (миоэпителиальных клеток, которых нет до появления желез ни в эпидермисе, ни в выстилке жаберной кишки).
Но поскольку в гистогенезе эпителиев имеются также и эквиваленты предшествовавших мультифункциональных тканей, для которых миоэпителиальные клетки характерны, то при фидэмбриогенетической перестройке тканей сократимые клетки могут быть «перенесены» из эмбриональной в дефинитивную ткань, и в ряде желез позвоночных они вторично появляются. На основе этих общих положений мы можем кратко рассмотреть конкретные гистогенезы.
В эмбриональном гистогенезе нервной ткани обнаруживаемое в нервной пластинке наличие клеток двух типов (выше) можно понять как рекапитуляцию протонервной ткани, состоявшей из нейронов и ресничных клеток, выполнявших барьерные, поддерживающие и трофические функции. Сохранение до конца гистогенеза за проспективными и дифференцированными эпендимоцитами значения универсального камбия всех глиоцитов и нейроцитов рекапитулирует первичные отношения. А выделение нейробластов является эмбриоадаптацией.
Во всяком случае, мы не знаем эквивалентов нейробластам в дефинитивных нервных тканях низших хордовых. Однако послойное формирование из нейробластов коры мозга, видимо, рекапитулирует ее усложнение в филогенезе. Давно известная рекапитуляция — закладка ложноуниполярных нейронов первоначально в виде биполярных. Особо длинной цепочки рекапитуляций для нервной ткани ожидать трудно, так как общий план ее организации от протонервной ткани к нервной ткани высших позвоночных мало изменился. В исходном состоянии имелись нейроны и проспективные эпендимоциты. Далее нейронов стало больше, а «протоэпендимоциты» породили все разнообразие глиоцитов.