Затруднения в исследовании гистологического содержания эмбриогенезов отчасти объясняются и тем, что основное внимание уделяется детерминации клеток.
Но детерминация клетки и детерминация ткани — не одно и то же. Сейчас уже очевидно, что детерминация — кооперативный процесс взаимодействия клеток. В самих клетках, так сказать, «записываются» конечные результаты, но сам этот процесс надклеточный. Причем его участниками являются, как правило, разнокачественные клетки.
Изменение в эмбриональном зачатке не качества детерминации клеток, а только пропорций, соотношения более и менее детерминированных клеток или различно детерминированных клеток уже поведет к изменению качества зачатка и может повлиять на его дальнейшие преобразования. Эта, чисто тканевая, сторона процесса пока мало исследована, может быть, из-за отсутствия у эмбриональных зачатков существенных свойств тканей.
Таким образом, и в начальные периоды онтогенеза («дотканевых») мы видим существенные эквиваленты филогенеза тканей. Образование зародышевых листков рекапитулирует образование первичных тканей (во всяком случае, у Actinothrochozoa). Разделение листков на тканевые зачатки у хордовых воспроизводит первые этапы специализации этих мультифункциональных первичных тканей.
Со стадии гаструлы онтогенез предстает нам не только как преемственность форм-стадий, но и как преемственность тканей разной степени зрелости. И эти ткани с определенными оговорками можно сравнивать с дефинитивными тканями отдаленных и менее отдаленных предков. Оговорки необходимы, так как каждая из эмбриональных тканей, в отличие от тканей предков, не является завершенной, а должна еще превратиться в дефинитивную ткань. Естественно, в ходе эволюции вырабатываются приспособления к такому превращению, и в этом смысле эмбриональные зачатки специализированы только как эмбриональные.