То, что на «зачатковом» этапе гистогенеза детерминация клеток не реализуется в заметных дифференцировках, затрудняет изучение вопроса.
И все же различия клеток в тканевых зачатках есть. В нейроэктодерме тритона электронная микроскопия обнаруживает два типа клеток, а эксперимент доказывает их качественные различия [Корочкин, 1977]. Эти различия важны, так как их труднее ожидать в «клеточной массе», которая только собирается стать тканью. Ранее упомянутые данные о наличии в кожной эктодерме мыши клеток, программированных к синтезу кератина, и клеток, программированных к синтезу кристаллина, показывают, что известная способность эктодермы гаструлы амфибий при эксплантации самодифференцироваться в эпидермис совсем не означает, что на стадии гаструлы клетки эктодермы детерминированы как кератиноциты.
Они разнокачественны, и превращение их в кератиноциты — сложный процесс взаимодействия разных клеток. Такой процесс вполне можно считать фазой гистогенеза. Мультифункциональность эктодермы перед формированием в ней черт строения эпидермиса проявляется и в образовании ею межклеточного вещества: коллагеновые микрофибриллы отделяются от базальной мембраны и отходят внутрь раньше, чем фибриллы начинают образовывать мезенхимные клетки [Михайлов, 1979].
В свете сказанного, не только развитие, которое после дробления — целиком личиночное, но и эмбрионализованный онтогенез можно понимать как преемственность тканей, хотя и своеобразных и, так сказать, «неполных». «Черно-белые» решения, когда вопрос ставится так, что какая-то совокупность клеток зародыша либо является, либо не является тканью, не отражают происходящего. Некоторые черты, характерные для дифинитивных тканей у зачатков, отсутствуют, но другие, не менее существенные,— имеются.
Как примитивные и незрелые ткани зародышевые листки и возникающие из них тканевые зачатки следует поставить в единый ряд, который они и образуют во времени. Зародышевые листки сами имеют черты ткани и подготовляют появление дефинитивных тканей, и потому они — тоже эмбриональные тканевые зачатки. Такое сопоставление обычно не делают, и чаще представления о тканевых зачатках конкурируют с теорией зародышевых листков. Очевидная причина этого в том, что тканевые зачатки дают ограниченный круг тканевых производных, а зародышевые листки — нет.