Существенные изменения происходят к стадии нейрулы, что выражается как в появлении зональных особенностей компетенции, так и в том, что трансплантаты на новом месте, как правило, не прирастают.
Это — проявление зональной специализации листков и свидетельство того, что возникли тканевые зачатки, материал которых «отличает» родственные зачатки от неродственных. Но являются ли эти зачатки уже в некотором смысле тканями? Надо полагать, что да. Зачатки образуются из материала зародышевых листков, который уже имеет многие свойства ткани.
Переход от этого уровня к совершенно не тканевой организации был бы шагом назад. Несмотря на то, что практически все клетки зачатков делятся, среди них есть стволовые клетки, потомки которых и образуют дефинитивную ткань. Тот факт, что большая часть клеток зародышевых листков и возникающих из них зачатков, так сказать, «теряется» по дороге к дефинитивным тканям, интересен. Постмитотические клетки становятся многочисленными после появления клеток с дефинитивными дифференцировками. Вероятная причина «отсева» большинства клеток в том, что они детерминированы иначе, чем клетки дефинитивной ткани, и сменить эту детерминацию не могут. Такая организация тканевых зачатков дает компромисс между известной устойчивостью детерминации клеток у высших животных и пластичностью тканей как целого. Это предположение может также объяснить механизм гистогенетических рекапитуляций.
Наблюдения А. Н. Бажанова [1978] за развитием эпителия пищевода у разных позвоночных показывают, что позже, когда дифференцирующийся зачаток — несомненно ткань (и даже с ресничными и бокаловидными клетками), смена характера ткани осуществляется через отпадение дифференцированных клеток и образование клеток новых типов из тканевого камбия. Такой процесс можно предполагать и для более ранних стадий развития, хотя возможности смены детерминации на более ранних стадиях должны быть и выше.