pitbul-zaprygnul-vverh-pochti-na-45-metra-po-vertikalnoj-stene Посмотрите видео как питбуль допрыгнул до предмета на высоте 14 футов (4, 27 метра)! Если бы проводилась собачья Олимпиада, то этот питбуль...
morskaja-svinka-pigi-zhelaet-vsem-schastlivogo-dnja-svjatogo-patrika С днем Святого Патрика ВСЕХ! И ирландцев и не только ирландцев!
ryba-igla Родиной уникальной пресноводной рыбы-иглы является Индия, Цейлон, Бирма, Тайланд, Малайский полуостров. Достигают 38 см в длину. Принадлежит к...
botsija-kloun Считается, что рыбка боция-клоун (Botia macracantha) появилась в середине XIX века. О данном виде впервые упомянул Питер Бликер (голландский...
gjurza Гюрза (Vipera lebetina) – крупная змея, которая имеет притупленную морду и резко выступающие височные углы головы. Сверху голова змеи...

Детерминация клеток не приводит к очевидным дифференцировкам

При сравнении с дефинитивными тканями зародышевые листки обнаруживают тот же уровень организации, интеграцию, специфическую детерминацию и, как увидим ниже, признаки провизорной дифференциации клеток.

Не хватает только специфических функций, но этого недостаточно, чтобы совершенно отказать зародышевому листку в статусе ткани. Нельзя и ожидать полного сходства эмбриональной и дефинитивной тканей. А если считать морфогенез своеобразной функцией, то специфические функции у зародышевых листков есть.

Своеобразие эмбриональных тканей на ранних стадиях развития вызвано тем, что детерминация клеток не приводит к очевидным дифференцировкам. Это и понятно. Детерминация клеток зародышевых листков и возникающих из них зачатков не является терминальной и представляет собой этап развития. И в случаях, когда для перехода от одного из этапов к последующему достаточно детерминации и экспрессии соответствующих ей поверхностных антигенов, отсутствие дифференцировки у незрелой клетки — приспособительная черта, способствующая пролиферации эмбриональных клеток.

При раннем программировании бластомеров их будущее значение определяется раньше интеграции клеток в род ткани, а само существование зародышевых листков как раз в этих случаях вызывает наибольшие сомнения [Иванов, 1937]. Возможно, что при таких способах развития зародышевые листки действительно не являются эмбриональными тканями, а представляют собой мозаику различно программированных клеток, мало влияющих друг на друга. Если так, то различия состоят в том, что при регуляционном развитии зародышевые листки рекапитулируют ткани предка содержательно, а при мозаичном — формально.

 

Жесткость детерминации бластомеров не определяет пределов пластичности дефинитивных тканей. Способность восстанавливать утраченные части у зародыша и у взрослого животного не взаимосвязаны. Это позволяет считать раннее программирование бластомеров новым приспособлением, обеспечивающим эмбриональное развитие, но не отражающим свойств тканей предка (ткани двухслойных животных пластичнее зачатков у эмбрионов с мозаичной организацией).