Хорошо доказанную возможность образования мышечных элементов в культурах эпифиза [Лопашов, 1983; Лопашов, Звиадзе, 1984; Watanabe е. а., 1981] естественно объяснить тем, что эпифиз — преобразованный глаз; развивающаяся мускулатура по своей природе соответствует мышцам радужины.
Но у крысы в культурах эпифиза развиваются поперечно-полосатые миосимпласты, которых нет в глазе крысы. Проблема связана также с вопросом, почему мускулатура радужины млекопитающих по строению сходна с таковой амфибий, а не с мышцами более близких к млекопитающим рептилий. Мы допускаем, что простота внутренней мускулатуры глаза млекопитающих вторична.
У рептилий, предков млекопитающих, как у всех зауропсид, эта мускулатура была поперечно-полосатой. Но примитивные млекопитающие были мелкими животными и до исчезновения крупных ящеров вели скрытый образ жизни, питались в сумерках и ночью. Этот отрезок эволюции занял десятки миллионов лет, и за это время мускулатура радужины и ресничного тела упростилась. Последующая адаптация к активности в дневное время происходила на основе иных механизмов, а не путем совершенствования внутренних мышц глаза. Это объясняет и кажущееся отсутствие эволюции внутренних мышц глаза от амфибий к млекопитающим и возможность образования миосимпластов в культуре эпифиза крысы.
Дифференцировка миосипластов при таком понимании оказывается незавершенным гистогенезом тканей глаза: образующиеся элементы по структуре сложнее миоцитов глаза крысы, но филогенетически это более древняя форма, рекапитуляция свойств мышц предка — рептилии. Стертые признаки свойств поперечно-полосатой мышечной ткани у отдельных миоцитов радужины морской свинки [Клишков, Королева, 1985] можно объяснить тем же. Не получают пока филогенетического объяснения случаи образования миоцитов из глиоцитов, никак не связанных с глазами [Lenon, Petersen, 1979; Brunner, Tschank, 1982]. Эти факты пока не были предметом широкого обсуждения. Но материалы такого рода постепенно накапливаются, и пора привести их в систему. Сообщалось, что из нервных валиков у амфибий возможно образование поперечно-полосатых мышечных волокон [Wilde, 1955]. Недавно в миобластоме, исходящей из нерва, был обнаружен маркер нервной ткани [Bedetti е. а., 1983].