У млекопитающих сфинктер зрачка образован «гладкими» миоцитами, между ними находятся аргирофильные волокна.
Дилятатор образован миоэпителиальными клетками радужинной части сетчатки, сократимые части этих клеток входят в мембрану Баруха, а ядросодержащие части находятся в составе пигментного «эпителия» радужины. Небольшая часть клеток дилятатора веретеновидна и целиком погружена под ретинальный листок [Хлопин, 1946]. Заметим, что миоэпителиальные клетки здесь, как и в железах, вторичные; в составе тканей, формировавших глаз в филогенезе, их не было.
Второе и более важное: в радужине мы как будто видим незавершенный процесс превращения миоэпителиальных клеток в мышечную ткань. Мускулатура радужины у рыб и амфибий развита не одинаково, но в целом сходна с таковой у млекопитающих. Однако у птиц и рептилий мускулатура радужины и цилиарного тела поперечно-полосатая и состоит из миосимпластов, а не из миоэпителиальных клеток и миоцитов. У рептилий мышечные симпласты сфинктера зрачка анастомозируют друг с другом [Колосс, 1956], но в целом сходство этой ткани (как и у птиц) с миотомной очень велико. Между мышечными волокнами лежат капилляры и пигментные клетки (род эндомизия).
Эволюция внутренней мускулатуры глаза в филогенезе началась позже, чем в других мышечных тканях, но протекала быстрее и привела к формам, которые уже возникли ранее в эволюции мышечных тканей мезодермального происхождения. Специфика в этой эволюции имеется: миоэпителиальные клетки пигментированы, стадия поперечно-полосатого миоцита не выявлена, миосимпласты могут анастомозировать. Но высокая скорость эволюции заставляет допускать, что часть программ дифференцировки миоцитов и миосимпластов была «заимствована», эти программы были выработаны в ходе эволюции мезодермальных мышечных тканей, а затем они «реализовались» и в дифференцировке внутренней мускулатуры глаза.