Более вероятный филогенетический предшественник гладкой мышечной ткани — те же миоэпителиальные клетки целомодермы.
В кишечнике, мочевом пузыре млекопитающих соотношения гладких мышечных клеток и соединительной ткани, как и у круглоротых: имеются группы миоцитов с выработанным ими межклеточным веществом, а между группами миоцитов — соединительная ткань. Это позволяет думать, что с утолщением пластов миоцитов в них проникла соединительная ткань, но интеграция ее с миоцитами в одну ткань делает лишь первые шаги. Иные соотношения в миометрии. Здесь миоциты и фибробласты «перемешаны» и составляют морфологически единую ткань.
Ясно отграниченных прослоек «чистой» соединительной ткани в обширном миометрии человека нет. Интеграция гладких мышечных клеток с соединительной тканью различна в разных органах. И в более древнем органе, кишечнике, эта интеграция ниже, чем в матке,— органе, возникшем много позднее. Поэтому можно полагать, что процесс эволюции шел в направлении объединения миоцитов с соединительной тканью (а не наоборот), и в более молодом органе полнее выявились филогенетически новые соотношения.
Если считать камбием совокупность всех клеток, способных к делению, то у гладкой мышечной ткани есть собственный камбий. Но она может образовываться и из камбиальных клеток соединительных тканей. Факты такого рода общеизвестны, и образование мышечной ткани сосудов при репаративной регенерации микроциркуля-торного русла трудно объяснить иначе. Эти отношения основываются на родстве гладкой мышечной и соединительных тканей. Но, вероятно, они вторичны. Аналогичным образом, фибробласты могут возникать и стволовой кроветворной клетки, но это не означает, что фибробласты в филогенезе возникли из клеток крови.