Сделанные выше предположения об эволюции «гемато-эндотелиального» камбия хорошо согласуются с результатами экспериментов, в которых не было обнаружено превращения стволовых кроветворных клеток (СКК) в клетки стромы кроветворных органов [Чертков, Гуревич, 1984; Фриденштейн, 1984].
Однако в других экспериментах превращение каких-то исходящих из костного мозга циркулирующих клеток в механоциты наблюдалось [Хрущов, 1979; Хрущов и др., 1984]. Противоречие можно объяснить тем, что механоциты возникали не из СКК, а из циркулирующей стволовой клетки для механоцитов. Но это объяснение наталкивается на трудности.
«Стволовых механоцитов» в костном мозге слишком мало, чтобы объяснить их постоянное присутствие в крови и заметное участие в процессах репаративной регенерации за пределами костного мозга. Странно также, что клетки, образующие колонии фибробластов, исходят именно из костного мозга, где находится основная масса СКК, а не из всех малодиффереицированных опорно-трофических тканей. Какая-то связь между СКК и стволовыми клетками для механоцитов имеется.
В связи с этим отметим, что обособление кроветворного камбия началось в период эволюции хордовых, когда наименее детерминированные клетки тканей были еще панкамбиальными. У асцидий лимфоцитоподобные циркулирующие клетки и остались панкамбиальными. У взрослых позвоночных панкамбия, по всем имеющимся данным, нет, но СКК даже у млекопитающих остались очень мало детерминированными.