Поэтому приходится признать, что эндотелий — своеобразная ткань, не вполне умещающаяся в общепринятое деление тканей на четыре морфофункциальные группы.
Общепринятые представления о том, что в онтогенезе позвоночных эндотелий возникает из мезенхимы, возможно, не точны. Образование мезенхимы — рекапитуляция филогенетической дифференцировки мультифункциональной целомодермы на мезотелий, соединительную и мышечную ткани. И не любое разрыхление мезодермы означает, что такая дифференцировка уже произошла.
Первые кровяные островки возникают в желточном мешке в период, когда явных доказательств такой дифференцировки еще пет. Эндотелий порождается не мезенхимой, а спланхнотомом, эквивалентом целомодермы, не специализированной и не разделившейся на дочерние ткани (как в филогенезе — мы это видим у ланцетника). Зоны, в которых возникает эндотелий [Борисов, 1972], видимо, приурочены к тем областям мезодермы, где у предков позвоночных целомодерма породила эндотелий. Возможно, что в онтогенезе позвоночных экспансия эндотелия из этих зон не является чистым разрастанием.
Мезенхима повсеместно содержит очень слабо детерминированные клетки типа колониеобразующих единиц костного мозга [Дерюгина, Дризе, 1979], и можно ожидать, что в контакте с разрастающимся эндотелием такие клетки могут детерминироваться как эндотелиальные клетки и включаться в эту ткань. Подобное предположение может стать компромиссом между представлениями об ангиобласте и многочисленными сообщениями об образовании эндотелия из мезенхимы повсеместно.