Отношение эпендимоцитов к нервной ткани имеет полный аналог в отношении сетчатки и пигментного эпителия, а экспериментальными методами пигментный «эпителий» изучен лучше эпендимы.
Большая часть экспериментов, правда, проведена на личинках амфибий. Но на эмбрионах цыпленка и плодах человека получены во многом сходные результаты [Лопашов, 1983], так что эти данные можно считать полезными для понимания свойств пейродермальных тканей глаза также и у высших позвоночных.
Возможность восстановления хрусталика из ретинальной части глазного бокала (вольфовская регенерация у тритонов) известна с конца прошлого века. А способность «пигментного эпителия», помещенного в полость глаза личинок амфибий, превращаться в сетчатку установлена в тридцатых годах нашего столетия [Н. Г. Хлопин, 1946]. В недавнее время Г. В. Лопашов [1983—1985 гг.] обобщил собственные и литературные данные о течении этих процессов. Он показал, что в клональных культурах при действии соответствующих индукторов возможна трансдифференцировка (без размножения) клеток «пигментного эпителия» радужины в клетки сетчатки и клетки лентоидов.
В глазе при удалении или отслойке прочих слоев сетчатки ее пигментный слой избавляется от гранул пигмента и строит новую сетчатку [Строева, Миташов, 1970; Лопашов, Сологуб, 1970; Лопашов, Хоперская, 1977]. Н. Г. Хлопин [1946] и ранее считал пигментные клетки сетчатки вариантом эпендимоцитов, так что построение из них полной сетчатки понятно. Новостью являются лабильность дифференцировки этих клеток и способность к достаточно далеким превращениям, в том числе и в нейроны. Это и позволяет рассматривать «пигментный эпителий» радужины в качестве варианта нервной ткани, состоящей только из глиоцитов. Способность образовать полное разнообразие клеток, характерное для «настоящей» нервной ткани в слое пигментных клеток, имеется и требует лишь условий для реализации. Способность тех же клеток образовывать лентоиды подтверждает заключение Н. Г. Хлопина [1946] о близости свойств клеток хрусталика к нейроглиальным.