Присутствие в эпителии тимуса разнообразных «неэпителиальных» элементов, для которых к тому же трудно пока указать функциональное значение, можно связать с гипотезой «обучения» тимоцитов.
Если они действительно «обучаются» не реагировать на собственные антигены данного организма, то эти антигены должны быть тимоцитам «предъявлены». Разнообразие клеток эпителия тимуса, сближающее эту ткань с малоспециализированными тканями, обеспечивает разнообразие антигенов, с которыми могут входить в контакт созревающие тимоциты. Разнородность набора клеток в тимусе, вероятно, специально поддерживается.
Наконец, неизбежно признать, что в эпителий тимуса в качестве постоянного компонента входят клетки мезодермального происхождения. То же самое мы видели и в эпидермисе, так что это уже не удивительно. Но можно сделать некоторые выводы. Во-первых, оказывается, что бранхиогенные эпителии (точно так же, как и эпидермальные) не имеют совершенно однородного и единого камбия для всех тканей, входящих в эту группу (в большинстве этих тканей мезодермальных клеток как постоянного компонента нет). Во-вторых, и тимоциты можно не считать клетками, чуждыми эпителию тимуса только по той причине, что источник тимоцитов — мезодерма. Конечно, тимоциты покидают тимус, что другие клетки не делают, и это надо учитывать.
В этой связи можно сказать, что тимоциты связаны с тканью тимуса не столь прочно, как миоидные клетки и специальные макрофаги. Мы уже видели, что камбиальность не всегда дает прочную основу для различения тканей. И мы видели, что «филогенетически химерные» ткани, состоящие из клеток разного происхождения, «прочно» интегрированных в одну ткань,— совсем не редкость. Руководящей нитью, следовательно, может быть лишь наличие или отсутствие постоянных и системообразующих кооперативных взаимодействий гистологических структур.
Если такие связи имеются — структуры образуют единую, в морфофункциональном смысле, ткань. У железистых клеток и лимфоцитов тимуса такие отношения имеются, а обилие лимфоцитов — постоянный признак этой ткани. Заметим также, что наши сведения о ткани тимуса, вероятно, еще очень неполны. Ткань эта весьма и весьма своеобразна, и современная гистология еще не в состоянии точно описывать такие ткани. Мы решаем задачу исходя из готового ответа: это — эпителий, а это — «не совсем эпителий».