Первоначально эпителиальные ткани выделялись лишь по морфологическим критериям. С накоплением сведений о тканях этот подход в чистом виде оказался неудовлетворительным и был заменен морфофункциональным.
Эпителий стал пониматься как пограничная ткань, а его характерное строение — как адаптация к выполнению функций пограничной ткани. Чтобы быть последовательными, мы должны утверждать, что эпителиоморфные ткани, которые пограничными не являются и у близких предков пограничными так же не были, эпителиями считать не следует. Это утверждение является общепринятым, но его последовательное применение в практике встречается не всегда.
Необходимость генетической оценки эпителиев давно осознана и практикуется. Действительно, железистый эпителий печени, эпителии эндокринных желез — фактически ткани внутренней среды. Ткани, которые перестали быть пограничными, но происходят от специализированных пограничных тканей и сохранили многие черты таких тканей, справедливо относят к эпителиям.
В морфофункциональном отношении эпителии разных эндокринных желез сравнимы друг с другом, но в генетическом смысле они должны быть объединены каждый с определенным покровным эпителием, из которого железистый эпителий возник в филогенезе при возникновении краниот из бесчерепных предков. Очевидные следствия такого родства, а также существование в таких тканях общих скрытых свойств, проявляющихся при культивировании в стекле и при иных реактивных преобразованиях, требуют уделить генетическому родству покровных и железистых эпителиев первостепенное внимание.