В выстилке перибранхиальной полости имеются нейроны и фагоцитирующие клетки [Holmes, 1955 ]; в эпидермисе ланцетника — чувствительные клетки [Шмальгаузен, 1947].
В этом смысле эктодермальные ткани ланцетника — в некотором роде «мост» от существенно мультифункциональной покровной ткани ко вполне специализированному эпидермису. Но по структуре пласта эпидермис ланцетника дальше отстоит от эпидермиса позвоночных, чем покров кишечнодышащих. Можно поэтому думать, что структура покрова у ланцетника упростилась, чего не было у бесчерепных предков позвоночных.
В случаях, где это удается проследить, преобразование однослойного эпителия в многослойный универсально идет через стадию многорядности (по А. Н. Бажанову [1978] — эпителий пищевода, по А. С. Лежаве, [1963] — переходный эпителий). От ложномногорядного покрова к многорядному и многослойному путь лежит более прямо и естественно, чем через упрощение (ланцетник) и позднейшее появление многорядности. У Lepidosiren на поверхности многослойного эпидермиса имеется внеклеточный слой, сходный по составу с кутикулой ланцетника [Singch В., Singch R., 1979 ]. Можно полагать, что исходным для провертебрат был ложномногорядный эпителий с кутикулой. Структура тканей бесчерепного предка позвоночных требует реконструкции.
Поперечный разрез бесчерепного предка позвоночных. Рядом изображено гистологическое строение некоторых частей животного.
М — моноциты, МЭ — миоэпителиальные клетки, С — склероблаеты, Щ — железистые клетки, Ч — чувствительные, Н — нервные, РМ — реснично-микровиллярные, К — камбиальные.
Таким образом, можно полагать, что покров бесчерепного предка ложномногорядный. Нервные клетки имелась только в зоне будущей обонятельной выстилки. В зонах боковых линий концентрировались волосковые чувствительные клетки. Кроме обонятельных клеток, никаких дериватов нервных клеток, имеющихся в покровах многих беспозвоночных, у позвоночных нет, а потому можно полагать, что из проспективного эпидермиса нервные клетки исчезли давно.