В онтогенезе круглоротых мезенхима образуется поздно, и в туловище она скудна. Дерматомы ланцетника, как известно, и после завершения онтогенеза сохраняют эпителиоидное строение.
У позвоночных они превращаются в мезенхиму, но у многих рыб и амфибий это происходит поздно [Борисов, 1971 а, б]. Сопоставление структуры дермы ланцетника и позвоночных показывает, что наибольшее сходство обнаруживается как раз у тех позвоночных, у которых дерматомы поздно превращаются в мезенхиму. Следовательно, эта особенность — рекапитуляция исходного состояния, а мезенхиматизация дерматомов позвоночных вторична.
Между эпидермисом и дерма-томами у ланцетника находится трехслойная пластинка межклеточного вещества, практически не содержащего клеток [Заварзин, 1953; Hoefke, 1957; Ollson, 1961]. Центральный слой богат глюкоэаминогликанами, в целом базофилен, коллагеновые волокна лежат в нем рыхло и неупорядоченно. В остальных двух слоях преобладают волокна, располагающиеся слоями с правильно чередующейся взаимно перпендикулярной ориентацией волокон. Аморфного вещества мало, слои в целом оксифильны.
Среднему слою дермы ланцетника соответствует у позвоночных губчатый слой, хорошо выраженный у амфибий. Он также в дерме самый рыхлый и богатый глюкозаминогликанами. Глубокому слою дермы ланцетннка соответствует фиброзная пластинка [Krause, 1923] у низших позвоночных. Такая организация характерна для животных с поздней мезенхиматизацией дерматомов, у высших позвоночных ее нет. Можно думать, что такую упорядоченность могут создать лишь строго фиксированные (в дерматоме) механоциты, а из мезенхимы она но возникает.