По расположению разных клеток, особенно белковых гландулоцитов и эндокринных клеток, энтодерма ланцетника [ван Норден, Пирс, 1977] и асцидий [Thorndyke, 1977] обнаруживают зональную дифференцировку.
Признаки такой дифференцировки могли быть и у провертебрат, но вряд ли зональные особенности были у них резкими. Так, наличие в секрете слюнных желез позвоночных инсулиноподобных веществ [Принцева, Шубникова, 1977; Bradshaw е. а, 1976] заставляет полагать, что у провертебрат эта функция не была локализована в определенной части пищеварительного тракта. Способность части энтероцитов асцидий к фагоцитозу [Thorndyke, 1977] позволяет полагать, что та же способность у апикально-зернистых (панетовских) клеток позвоночных — древняя.
Отметим, наконец, что ланцетник имеет лишь простой «печеночный» дивертикул кишечника, а у всех низших позвоночных есть печень и поджелудочная железа, и не в виде зачатков, а в развитом состоянии.
Таким образом, энтеродерма бесчерепного предка позвоночных представляется настоящим ложномногорядным эпителием, состоящим из реснично-микровиллярных клеток, фагоцитирующих клеток, белковых гландулоцитов, мукоцитов и эндокринных клеток нескольких видов. Зональная специализация этой ткани вдоль тракта была выражена слабо. Анатомическая дифференцировка несколько обогнала гистологическую (по сравнению с ланцетником), имелись зачатки печени и поджелудочной железы. Наличие ресничек у части клеток желчных протоков современных позвоночных и одновременно и экзокринных и разнообразных эндокринных клеток в поджелудочной железе косвенно указывает, что источником этих желез был малоспециализированный эпителий.
Ткани внутренней среды у ланцетника практически целиком «эпителизированы». Не только способ закладки этих тканей в онтогенезе, но и их анатомические соотношения у сформированного ланцетника указывают, что все эти ткани — части целомодермы, прошедшей зональную дивергентную специализацию. Уже по этой причине такое («эпителиоидное») состояние надо считать первичным.