Особенно интересна целомодерма щупалец ввиду ее большей гистологической примитивности.
Во всех типах, входящих в надтип Actinotrochozoa, имеются представители, обладающие рудиментарными или развитыми щупальцами у взрослых форм или личинок. Щупальцы во всех случаях образуются из покровной ткани и целомодермы. Сокращение их обеспечивается миоэпителиальными клетками целомодермы у Bryozoa, Phoronoidea, Brachiopoda, Pogonophora. В одном пласте ткани могут находиться миоэпителиоциты с гладкими и исчерченными миофибриллами [Reed, Cloney, 1977 ]. Движение крови у всех Actinotrochozoa обеспечивается миоэпителиальными целомоцитами (и только у позвоночных миокардиоциты специализируются). Вокруг сосудов, часто прилежащих к целомам, встречаются клетки, соединяющие черты миоэпителиоцита и подоцита [Storch, 1978].
Сходная примитивная структура (основа — миоэпителиальные клетки) у всей целомодермы хетогнат. В туловище других представителей надтипа имеется более или менее выраженная дифференциация этого материала на целомотелий, мышечную и соединительную ткани. У иглокожих здесь есть найроны, которым без полной уверенности приписывают мезодермальное происхождение. Но для морских лилий об этом можно говорить с достаточной уверенностью [Беклемишев, 1964]. Поэтому можно полагать, что мезодермальные производные Actinotrochozoa в филогенезе возникли из существенно мультифункциональной ткани, сходной (по наличию миоэпителиальных и нервных клеток) с тканями первичных пластов книдарий.
Эндотелий имеется лишь в сосудах цефалохордовых. У остальных Actinotrochozoa постоянным компонентом сосудов является базальная мембрана, образуемая целомодермой. Прямых признаков проникновения ткани целомов внутрь сосудов (что предполагалось Н. Г. Хлопиным [1961] по гистологическим соображениям) не обнаружено. У животных, нет эндотелия, изнутри на мембране имеются клетки, вероятно, это осевшие амебоциты, не составляющие сплошного слоя.