Основные клетки покрова большинства Actinotrochozoa снабжены микроворсинками (часто и ресничками) и образуют подобие ложномногорядного или однорядного эпителия.
Однако у всех представителей надтипа, кроме хордовых, покров не является эпителием. В глубине пласта имеются нейроны и их отростки. Последние все или частично не содержат специальных оболочек, и основные клетки покрова заменяют нейронам нейроглию. У морских звезд клетки, между основаниями которых проходят отростки нейронов, содержат вещество, сходное с нейросекретом [Добрякова, 1977]. Может быть, это вариант ПИК.
В покрове (даже у ланцетника) постоянно имеются чувствительные клетки. Функции пограничной и нервной ткани в таких покровах совершенно не разделены. Ткани эти мало специализированы и эпителиями не являются. После того, как Н. Г. Хлопин мотивированно указал, что первичные ткани — не эпителии, невозможно называть эпителием любой пласт клеток. Более того, в линиях эволюции, где существенно мультифункциональные ткани превращаются в специализированные пограничные ткани (эпителии) постепенно, само понятие «быть эпителием» имеет градации, т. е. нельзя говорить, что это качество либо присуще ткани, либо его нет. Существуют ткани «отчасти эпителиальные» и «почти эпителии».
В покровах Actinotrochozoa весьма обычны секторные клетки двух типов — мукоциты и клетки, выделяющие белковый секрет. Вероятный филогенетический источник железистых клеток — ресничные клетки [Атаманова, 1980], а у книдарий, может быть, — и интерстициальные клетки [Полтева, 1981].
Наиболее сложен по набору клеток покров морских ежей [Weber, Grossmann, 1977]: кроме клеток ранее упомянутых типов в нем имеются также пигментные клетки и фагоциты.
Покров голотурий характеризуется тесной связью его клеток с подлежащей соединительной тканью [Kawaguti, 1966], основания клеток покрова внедряются в нее. Четкого разграничения эпидермиса и дермы здесь нет и, может быть, потому, что эпидермис голотурий не является специализированным эпителием.