Но специфичность камбия — не изначальное свойство тканей. Для низших беспозвоночных характерно даже наличие стволовых панкамбиальных клеток, способных превращаться как в половые, так и в соматические клетки любых тканей.
Возможность образования половых клеток из соматических и способность к соматическому эмбриогенезу, видимо, совпадает с отсутствием у тканей специализированных камбиальных клеток. Таковы губки, книдарии, турбеллярии, цестоды, иглокожие, асцидии (может быть, и немертины). И, конечно, невозможно утверждать, что у всех этих животных нет тканей, раз у них нет специфического камбия для каждой из тканей или хотя бы для групп родственных тканей. Стволовые клетки таких животных тотипотентны. Предположения о возникновении то-типотентности при дедифференцировке клеток не опровергают этого заключения, так как тотипотентная клетка может быть и стволовой, и временно возникающей. У книдарий и турбеллярий она стволовая.
Другие беспозвоночные требуют, в этом плане, изучения. В обоих случаях судьба тотипотентной клетки определяется ее микроокружением (подобно тому, как у млекопитающих стволовые кроветворные клетки взаимодействуют с дифференцирующимися клетками). В обновляющихся тканях такого типа воспроизведение их клеточного состава оказывается устойчивым. Но в регенерационных бластемах отношения тотипотентных и дифференцированных клеток изменяются, и становится возможным образование и иной ткани, чем та, которая была источником бластемы. Происхождение таких тканей (без специального камбия) из того или иного зародышевого листка никак не ограничивает (и не может ограничить) способность их к самой широкой метаплазии.