В наиболее чистом виде ткани рассматриваемого уровня организации находим у книдарий. В покровной ткани наиболее многочисленные эпителиально-мышечные клетки («миоциты» медуз также оказались эпителиально-мышечными клетками [Наследов, 1974]).
Они могут иметь и жгутик. У планул ресничные клетки питаются, а у планул актиний они даже имеют воротничок. Вероятный путь филогенетического возникновения миоэпителиальных клеток — преобразование хоаноцитов. Элементы нервного аппарата не выделены из этой ткани. «Нервная система» книдарий является лишь функциональной системой, так как нервной ткани как таковой нет. Эта функциональная система представлена чувствительными и ассоциативно-двига-тельными клетками. Следы происхождения чувствительных клеток от ресничных клеток отчетливы у всех животных: реснички чувствительных клеток важны для их деятельности. Миоэпителиальная и чувствительная клетки — результат дивергентной эволюции хоаноцитов. В первом случае увеличивается механическая работа, а во втором — возбудимость клетки.
Ассоциативно-двигательные нервные клетки книдарий имеют двустороннюю проводимость [Welsch, Storch, 1973]. Синаптическая передача — электрическая. Катехоламины в них имеются, но в передаче сигнала не участвуют. Имеются в них и содержащие пептиды включения, очень сходные с нейросекретом выше организованных животных. В этом плане нейроциты книдарий сравнимы и с веретеновидными клетками паренхимы губок.
«Нервные клетки» губок также содержат катехоламины и «нейросекрет», но в передаче сигналов особой роли не играют, быстрым проведением возбуждения не отличаются. Примечательно, что и у книдарий очень эффективна вненервная передача возбуждения через щелевые контакты от клетки к клетке [Наследов, 1974]. Скорость такого проведения (до 120 см/с) сравнима со скоростью передачи в безмякотных нервных волокнах. Из рассматриваемых животных нейроны с медиаторной передачей сигнала найдены лишь у турбеллярий. Многие из них вырабатывают нейросекрет.