Турбеллярии представляют особый интерес для понимания эволюции тканей (ввиду примитивности этих животных и близости гастреадам).
Рассмотрение морфологии прочих Protrochozoa было бы уместным лишь в руководстве по сравнительной анатомии. Заметим лишь, что вышеизложенные сведения приложимы к пониманию морфологии и других Protrochozoa. Так, отмеченное у Acoela единство собственно покровных клеток с клетками кожно-мускульного мешка согласуется с заключением А. А. Базитова [1974], что происходящий в онтогенезе цестод сброс провизорного покрова не приводит к полной утрате производных эктодермы.
Возможность восстановления у Linneus ruber эндотермальных тканей после полной их утраты часто используют как возражение против теории зародышевых листков. Но в действительности это говорит лишь об отсутствии у немертин полной противоположности разных тканей, что мы отмечали уже у книдарий и турбеллярий. С этой особенностью совпадает возможность образования у Linneus ruber половых клеток из соматических [Токин, 1977]. Это означает, что у немертин имеются или легко возникают панкамбиальные клетки типа необластов. У тканей, следовательно, здесь нет у каждой изолированного камбия. Эта примитивная черта филогенетически молодых тканей разрешает широкую трансформацию тканей, новообразование утраченных тканей и бесполое размножение. Эти факты способствуют пониманию свойств зародышевых листков, но они не опровергают теорию.
Прежде чем перейти к гистологии позвоночных и человека, необходимо рассмотреть морфологию Actinotrochozoa — животных, филогенетически гораздо более близких позвоночным, чем только что разобранные гастреады и сколециды. Но пока целесообразно подвести промежуточные итоги.