Онтогенез гребневиков [Иванов, 1937; Иванова-Казас, 1975) своеобразен. В начале дробления образование вогнутой таблички из восьми бластомеров и врезающиеся борозды дробления являются признаками древней табличной палинтомии [Захваткин, 1949].
Отверстие между микромерами сравнимо с фиалопором стомобластулы губок. Но далее дробление непосредственно переходит в морфогенетические движения, формирующие двухслойную организацию. Может быть, поэтому полюс гаструляции оказывается у гребневиков в анимальной части зародыша. Первоначально дробление ведет как будто к стомобластуле. При ее экскурвации (выворачивании) полюса должны были смениться. Но экскурвации не происходит, она заменяется поворотом бластомеров, и полярность оказывается необычной.
Стадия бластулы редуцирована, бластоцеля почти нет [Siewing, 1969]; организация бластеи практически не воспроизводится. «Мезодерма» является особым зачатком, но при закладке пространственно связана с энтодермой. Если мышечная ткань щупалец — преобразованная энтодерма, то эта связь не случайна, но доказательств этого нет.
Если полагать, что мезодерма вообще — собрание зачатков разного генеза и филогенетического возраста, то зачаток мезодермы у гребневиков имеется. Но если считать мезодермой только целомический материал, то лишь в рамках энтероцельной теории можно сопоставлять мезобласт гребневиков с мезодермой вышестоящих животных, и только в случае, если мышцы щупалец гребневиков возникли, как и целомы, из выростов энтодермы.