Единого определения органа пока нет. Орган определяется либо как многотканевая система (БМЭ, 1983 г.), либо в определение вводится оговорка «как правило», чем допускается существование органов, состоящих из одной ткани (БСЭ, 1974 г.).
Этим стирается грань между понятиями и затрудняется определение, чем же являются пласты тела двухслойных. Распространено, правда, мнение, что разграничения уровней организации на самом деле нет, и иногда одна клетка может одновременно представлять и ткань и орган [Кацнельсон, 1963]. Но это противоречит имеющимся данным, что на разных уровнях организации законы движения живой материи имеют свою специфику. Несомненно, что переход от клетки к ткани — не количественное прибавление, а качественный рубеж.
Необходимо полагать, что качественные различия имеются между тканью и органом. Утверждению, что, например, отдельная светочувствительная клетка может быть одновременно и глазом, органом, следует противопоставить утверждение, что такая клетка — не глаз, а только фоторецептор. Группа фоторецепторов может быть тканью, но не глазом, это — фоторецепторное поле. От глаза оно отличается и морфологически и функционально (анализа изображения оно не обеспечивает). Глаз — орган — есть всегда многотканевая система.
Вопрос о разграничении уровней организации заслуживает отдельного анализа. Но даже если имеются случаи, когда смежные уровни организации не вполне разграничены, необходимо, чтобы понятия «клетка», «ткань», «орган» не перекрывались по объему. Иначе с понятиями трудно работать. Определение, что орган — всегда многотканевая система, единственно удовлетворительное. Наши понятия отражают многогранную и многосвязную действительность лишь приблизительно. Поэтому в системе понятий, кроме объективной истины, может присутствовать и элемент договоренности о том, на какие упрощения понятий мы вынуждены согласиться. И лишь отправляясь от упрощенной, но ясной схемы, мы можем начать анализ более сложных диалектических отношений реальных объектов.
Называя пласты книдарий одновременно органами и тканями, мы стираем грань между разными понятиями. Правильнее считать пласты только тканями. Поскольку зародышевые листки высших животных считают первичными пластами их двухслойных предков, перенесенными в эмбриогенез [Беклемишев, 1964], сказанное надо учесть при обсуждении свойств зародышевых листков.