Каждая форм-стадия онтогенеза, если она существует сколько-нибудь долго, занимает свою экологическую нишу (разные источники питания, разные враги и т. д.), поэтому естественный отбор в разные фазы онтогенеза направлен на разные признаки и определяющие их гены.
Поскольку активность генов по фазам онтогенеза меняется, отбор по мутациям генов, активность которых проявляется, допустим, только на стадии планулы, вызовет изменение свойств планул, но на свойствах полипа это может и не отразиться. Селективное воздействие, по фазам онтогенеза, естественного отбора может также продлить существование какой-то форм-стадии или элиминировать ее.
Возможность эволюционных перестроек любой фазы онтогенеза предполагал Ч. Дарвин, и это согласуется с современными сведениями о регуляции онтогенеза. Распространенное мнение, что изменение одной из фаз онтогенеза непременно отразится и на всех последующих форм-стадиях, не верно. Целобластула, например, может исчезнуть, а планула сохраниться. Последствия изменений одного из звеньев онтогенеза зависят от распределения активности генов по фазам онтогенеза и от того, насколько естественный отбор благоприятствует сохранению последующих форм-стадий. Видимо эти соображения приложимы и к гистогенезам.
Для эмбрионов, в отличие от личинок, особое значение приобретают морфогенетические корреляции [Шмальгаузен, 1938]. Все мутации, последствия которых разрушительны и распространяются по цепочке форм-стадий онтогенеза, отбором устраняются.
Кажется справедливым утверждать, что ключевые форм-стадии онтогенезов устойчивее, чем способы их построения. Это, конечно, не значит, что способы не важны и безразлично [Светлов, 1972 ], как достигается результат. Часто стабильны и морфогенетические процессы (например, гаструляция инвагинацией у «вторичноротых»), И не все примеры того, что разным способом может быть достигнут одинаковый результат, несомненны. Нет уверенности, что различия образования целомов у разных кишечнодышащих ничего не значат [Светлов, 1972].