Мы видим, что в онтогенезе известковых губок основные события их филогенеза отражены достаточно полно, хотя воспроизводятся они не все и «не буквально».
Имеются черты вторичной рационализации онтогенеза, хотя связь с первичными форм-стадиями прослеживается еще и после рационализации.
После сопоставлений реконструированного филогенеза с онтогенезом можно утверждать, что онтогенез известковых губок действительно примитивен [Захваткин, 1949]. Отсюда вытекает заключение о примитивности самих известковых губок. А это, в свою очередь, подтверждает предположение о том, что предком губок была не фагоцителла, а генитопаренхимелла. Реконструкция предка, полученная на основе иных доводов, хорошо согласуется с данными эмбриологии.
Заметим в заключение, что фазы онтогенеза губок после стадии бластулы есть закладка тканей (паренхимы и хоанодермы). Сравнимы ли они с гаструляцией Eumetazoa, станет ясно только после того, как мы решим, что такое гаструляция. Истолкование этого процесса пока вызывает большие разногласия [Кацнельсон, 1948; Кнорре, 1978а; Ballard, 1976].
В онтогенезе стеклянных и кремнероговых губок стадия бластулы редуцирована. Иммиграция заменяется обрастанием, но фаза паренхимулы, рекапитулирующей паренхимеллу, сохранена. Рекапитулируется, однако, «поздняя» паренхимелла с развитой и дифференцированной паренхимой. Образование в паренхиме личинки спикул — одна из черт, которая вряд ли была у первичной генитопаренхимеллы. Для онтогенеза этих губок характерно образование хоаноцитов из амебоцитов и прямой путь (минуя амебоциты) от части бластомеров к колленоцитам [Willmer, 1970]. В свете ранее сказанного, это — вторичные генетические отношения клеток. Это черты губки, а не паренхимеллы. Гетерохронией является и раннее возникновение у паренхимул этих губок клеток с дефинитивными дифференцировками [Иванова-Казас, 1975; Levi, 1964]. Изменения онтогенеза у стеклянных и кремнероговых губок коснулись в большей или меньшей мере всех фаз онтогенеза.