Правда, i-клетки у зрелых полипов могут новообразовываться из других соматических клеток [Бриан, 1968], особенно в экспериментальных условиях [Li Yu-Ying-Fu е. а., 1963].
Основываясь на сходных результатах других экспериментов, Б. П. Токин [1977] указывал, что г-клетки, как и необласты планарий, вряд ли следует считать резервньми. Однако отсутствие у самых примитивных беспозвоночных фиксированных клеточных линий не удивительно, а особенности и некоторую обособленность i-клеток от прочих соматических клеток полностью отрицать невозможно. Гидры, лишенные i-клеток, чаще не возмещают эту потерю [Бриан, 1968].
Мы видим, что существует несколько возможных вариантов перехода к двухслойности, и все они пока мало разработаны. Это затрудняет истолкование гаструляции у современных животных. Однако другие вопросы эмбриологии, гистологии и сравнительной анатомии можно было бы решать и при наличии такого пробела в наших представлениях, если бы мы знали, предком каких современных животных была гастрея и каких — паренхимелла. Пока фагоцителла рассматривалась, по И. И. Мечникову, как переходная форма от бластеи к гастрее, конкуренция теорий Э. Геккеля и И. И. Мечникова не приводила к существенным неясностям в морфологии в целом.
Но развитие теории паренхимеллы привело к тому, что широко стал допускаться путь эволюции, ведущий от паренхимеллы прямо к трехслойным животным [Иванов, 1968а; Беклемишев, 1964; Codreanu, 1970; и др.]. Полное исключение гастреадных предков из схем филогении большинства или даже всех трехслойных животных ведет к разрыву с многолетней традицией и к далеко идущим следствиям во всех областях морфологии. В таких филогенетических схемах паренхимелла заняла место, которое раньше отводилось гастрее, и важно, что в физиологическом и экологическом смысле паренхимелла существенно примитивнее гастреи. Такая замена не равноценна.