В «молодом» процессе дробления, у бластеи, их могло быть меньше, но не больше. Это дает бластею не более чем из 1000 клеток, что мало для такого организма (в этом можно сослаться на зависимости интеграции и количества клеток у вольвоцид).
При размере клеток 12x6 мкм диаметр шара из 1000 клеток меньше 100 мкм. Размеры современных полиэнергидных протистов ограничиваются существованием многоклеточных хищников. В период существования бластеи полиэнергидные протисты могли быть крупнее, поэтому указанный диаметр вряд ли гарантирует защиту от них. Вследствие всего этого надо полагать, что после дробления новорожденная блестея проделывала еще и монотомический рост.
Основными клетками первичных бластей были хоаноциты. Этот вывод следует не только из предыдущего раздела. У низших Eumetazoa хоаноциты часто обнаруживаются в покрове и редко — в энтероне. Покров преемственно возник из бластодермы бластеи, и только преобладание в ней хоаноцитов объясняет указанные соотношения. Макрофаги либо отсутствовали в жизненном цикле предкапротиста; либо не могли интегрироваться в состав колонии. В первичной бластее их нет, но в конце прогрессивной эволюции бластеи появление таких клеток возможно.
В составе бластеи непременно имелись созревающие гаметы (что и предполагается в схемах ряда авторов [Иванов, 1968а; Lang, 1912; Hyman, 1940]). Полярная концентрация гамет очень вероятна. За одним исключением у высших вольвоксов гаметы образуются в одной половине ценобия, что естественно связать с имеющимся у них осевым физиологическим градиентом. Наличие градиента предполагалось и у бластеи [Кнорре, 1969; Willmer, 1970]. Градиент необходим для обеспечения поступательного движения, а последнее способствует нахождению пищи.