Возникновение полового процесса можно представить себе в виде последовательности таких событий.
Первый шаг — временное слияние клеток. Оно могло быть реакцией на неблагоприятные условия. Повреждение цитолеммы увеличивает ее «липкость», что и вызывает слияние. Разнообразие генов при объединении двух хромосомных наборов увеличивается, расширяются возможности противостоять неблагоприятным условиям. Возникающее при слиянии уменьшение поверхности клетки по отношению к объему цитоплазмы в неблагоприятной среде также выгодно. Образование пар гомологичных хромосом могло происходить автоматически: двойные нити ДНК со сходными нуклеотидными последовательностями взаимно притягиваются.
Поэтому при последующем делении распределение хромосом могло происходить правильно. Такое временное слияние уже обеспечивает рекомбинации генов за счет обменов гомологичными хромосомами. Как всесторонне выгодный такой процесс был закреплен отбором и стал достаточно регулярным, что и составило второй этап его эволюции. У дрожжей слияние контролируется несколькими генами [Crandall, 1976]. Регулярность процесса открыла путь к его совершенствованию, и в последнюю очередь возникли кроссинговер и приуроченность полового процесса к определенной фазе жизненного цикла протиста.
В силу сказанного, протиста, способного к быстрой прогрессивной эволюции, следует предполагать сексуальным, а половой процесс Metazoa — унаследованным от этого протиста. Необходимо подчеркнуть, что половой процесс легко утратить, но трудно приобрести.