Эта теория хорошо обоснована [Мечников, 1886; Захваткин, 1949; Догель, 1951; Иванов, 1968а; Haeckel, 1874], и только она предлагает реальные модели и заслуживает доверия.
У части жгутиконосцев имеются особенности цитолеммы, облегчающие развитие специализированных контактов [Гербильский, 1980] после объединения клеток. У современных фитомонад мы видим все стадии объединения монад в колонию и далее в ценобий. У современных зоофлагеллят полного ряда такого рода не сохранилось. Но колонии (разнообразные) и у них имеются. В колониях обнаруживаются признаки приспособления клеток к совместному существованию, что говорит о заметной интеграции. Только интеграция монад в колонию и далее в целостный организм является действительно наблюдаемым процессом, тогда как другие гипотезы умозрительны.
Остается решить, какого типа эукариотные монады были предками многоклеточных животных. В этом плане уже давно обращают на себя внимание воротничковые жгутиконосцы (хоанофлагелляты). Сейчас клетки с воротничком вокруг основания жгутика найдены не только у губок, но и у многих Eumetazoa ([Tuzet, 1963; Norrevang, 1964; Lyons, 1973a, б]; возможно также, что пламенные клетки протонефридиев являются преобразованными хоаноцитами [Мс Каппа, 1977]). Сходство протистов хоанофлагеллят с хоаноцитами Metazoa существенное [Захваткин, 1949]. Сходны не только воротнички, но также парабазальный аппарат, оперение жгутика [Afzelius, 1961], тонкая структура митохондрий [Leadbeater, Manton, 1974].