Для упорядочения частных фактов и превращения их в систему знаний эти факты должны быть объяснены, что требует сопоставления интересующих нас материалов с качественно иной серией данных и в случае успеха приводит к установлению главных причинных связей явлений.
В морфологии существуют две категории суждений о конструкции органа: функциональная и историческая (филогенетическая). Эти подходы равно необходимы уже потому, что рекапитуляции отражают структурно-функциональные отношения, имевшие место в прошлом. Соотношения структуры и функции — частный случай взаимоотношений более общих категорий — формы и содержания.
Взаимоотношения названных категорий достаточно исследованы [см., например, Мамзин, 1968]. Признано, что при взаимозависимости этих категорий и самостоятельном значении формы, содержание все же является определяющим, а форма — определяемым. Действительно, в решении частных задач морфологии функциональный подход весьма эффективен. Но одновременно необходимо путем введения исторических объяснений разделить функциональные факторы, определяющие структуру, на наличные и действовавшие в прошлом. В случаях смены, в филогенезе, функций или хотя бы их существенной модификации возникает и в той или иной степени разрешается противоречие между структурой, сложившейся ранее, и новыми функциями.
Как парные категории структура и функция находятся в диалектических отношениях. Поэтому суждение, что функциональные и исторические объяснения взаимодополнительны, отражает лишь часть истины. В некотором смысле эти объяснения противоречат друг другу, как могут быть антагонистичны соотношения «запечатленного» (в структуре) прошлого и настоящего того или иного организма.