К.К. Флеров [1931, 1934], изучая морфологические признаки этих животных, обнаружил различия между лосями из Европы и Северной Америки по структурам черепа и окраске шкуры и пришел к выводу, что восточносибирские лоси ближе к американским, чем к европейским.
Он предложил рассматривать два вида лосей — A. alces L., населяющего Скандинавию, часть Восточной Европы и Западную Сибирь на восток до р. Енисей, и A. americanus Clinton, обитающего в Северной Америке, в Сибири к востоку от Енисея и на Дальнем Востоке. Этой точки зрения придерживался и Н.К. Верещагин [1949].
Однако мнение К. К. Флерова не нашло широкой поддержки, и в дальнейшем он сам пришел к выводу, что различия европейских и американских лосей не превышают подвидового уровня и, таким образом, они представляют единый вид [Флеров, 1952].
Тем не менее взгляды К.К. Флерова имели большое влияние, и многие отечественные териологи идентифицировали A. alces americanus с лосями из Восточной и Северо-Восточной Сибири [Бобринский и др., 1944; Барышников и др., 1981; Громов и др., 1963]. Высказывались предположения, что американские лоси все же отличаются от европейских на уровне вида [Громов и др., 1963; Чернявский, Домнич, 1989] или полувида [Groves, 1982].
Впоследствии между лосями Европы и Северной Америки были обнаружены различия в числе хромосом, некоторых других генетических и эколого-этологических особенностях.
Морфологические и генетические отличия европейских и американских лосей давно привлекали внимание специалистов и обсуждались в некоторых монографических работах [Филонов, 1983; Чернявский, Домнич, 1989; Данилкин, 1999; Bubenik, 1986], однако вопрос о количестве видов и подвидов среди современных лосей до сих пор не решен.
С целью разрешения проблемы мы с 1992 г. предприняли собственные исследования по систематике, кариологии и изменчижения — резвая размашистая рысь, податливый шаг, при котором след задних конечностей перекрывает след передних. Удлиненные кости скелета (в особенности метаподии) создают у него высокий шаг, что способствует передвижению по труднопроходимым для других оленей местам: кочкарниковым болотам, топям, бурелому и глубокому снегу [Соколов, Чернова, 1986].
На огромном протяжении своего голарктического ареала лоси образуют ряд форм с различной степенью морфологической обособленности.