Этим, однако, не исчерпываются страхующие успешное распространение вируса свойства системы. Рассмотрим этапы IV и V схемы.
Прежде всего обращают на себя внимание линии, соединяющие семенники самца с яичниками самок. Половая передача, необходимость которой требовалась моделью С. П. Расницына (1976), группой С. П. Чунихина для пары I. persulcatus—вирус КЭ подтверждена (Чунихин и др., 1983). Однако это свойство, не столь редкое у комаров и подтвержденное для Dermacentor andersoni и Rickettsia rickettsii, дополняется весьма важным эмерджентным качеством системы: вероятность встречи самца с незараженной самкой увеличивается за счет реверсии реакций на запах. Если с зараженной самкой № 1 клещ может копулировать лишь на растении, аттрактивном для обоих, то с незараженной — на растении, аттрактивном лишь для самки и репеллентном для незараженного самца, ставшем аттрактивным для зараженного. «Выгода» для вируса и Здесь очевидна.
Дистантная передача вируса КЭ клещами рода Ixodes особям своего вида
Мы рассматриваем возможность повышения числа самок, откладывающих зараженные вирусом яйца. Повышение происходит как за счет классического пути заражения на чувствительном животном (самка № 2, и случай этот, как теперь представляется, весьма редкий), так и за счет дистантной передачи и полового заражения (самка № 3).
Но существует, по всей вероятности, и еще один вполне экзотический путь обмена вирусом. Как мы доказали и как это было подтверждено работами Н. А. Пеньевской (1989) по зараженности самцов Ixodes persulcatus вирулентными штаммами вируса КЭ, слюна самцов содержит вирус; их слюнные железы обладают даже большими адъювантными свойствами, нежели субстрат слюнных желез самок (Алексеев, 1991), и... они охотно питаются на самках. Не только на сытых, что блестяще документировано для I. moreli (Ntiamoa-Baidu, 1986), но и на голодных, что документировано нами (Алексеев, 1991). Более того, голодные самки I. persulcatus разных популяций со следами рубцов от укусов клещей встречались от 2 до 10 % случаев. У самцов многих Ixodoidea, видимо, сохранились не только ее реликтовые черты, но и сама энтомофагия. Это блестяще иллюстрирует фотография в работе Лепринс и соавторов (Leprince et al., 1988), на которой показан самец Boophilus microplus, питающийся на самке слепня.