Быстрое, в течение 30—40 мин после прикрепления клеща, образование цементной пробки в коже — один из элементов, повышающих надежность функционирования триады вирус— клещ—позвоночное.
Как нам удалось показать, удаление клеща из кожи с сохранением в ней конуса не препятствует началу инфекционного процесса, а в самой цементной пробке уже в первые часы после прикрепления клеща количество вируса становится сравнимым с таковым во всем его теле.
Таким образом, сохранение инфекционного агента и продолжение его репродукции в чувствительном позвоночном хозяине — один из элементов надежности функционирования системы клещ— вирус: уничтожение клеща в этом случае не ведет к прекращению циркуляции вируса. Это может иметь очень большое значение для функционирования системы на III—IV этапах: груминг мелких позвоночных может быть весьма успешным, но если животное высокочувствительно, вирусемия выше пороговой может присутствовать в момент присасывания следующей партии клещей (нимф после личинок) и совпасть с их ранним, чувствительным к вирусу периодом питания.
Другое дело, что вероятность «удачного» попадания вируса именно в чувствительного хозяина невелика, и именно поэтому иммунная прослойка зверьков гораздо больше, чем обилие клещей: цементная пробка осталась, репродукция есть, а дальнейшей передачи вируса беспозвоночному хозяину может не произойти. В данном случае система работает явно с избыточным запасом прочности. Однако для такого высокочувствительного к вирусу КЭ хозяина, как человек, оставление вируса в цементной пробке — даже после удаления клеща — подобная «избыточность» системы имеет весьма и весьма существенное значение. Настолько существенное, что в значительной степени меняет наши представления об эпидемиологии клещевого энцефалита и его профилактике. Этому вопросу посвящена наша специальная работа (Алексеев, 1990).
Трансптиальный путь передачи вируса совместно питающимися на животном без вирусемии (морской свинке) клещами