Известно (и мы уже об этом упоминали), что качество вируса, например его способность образовывать на культуре ткани крупные бляшки, зависит от того, из какого вида клещей они выделены.
Так, ДС-маркер, воздействие декстрансульфата, подавляющего способность к образованию крупных бляшек, положительно проявляет себя только по отношению к штаммам КЭ, выделяемым из клещей Ixodes persulcatus, и не действен по отношению к штаммам из I. ricinus (Баннова и др., 1973; Дживанян и др., 1974). Пассирование вируса КЭ через организм только беспозвоночных хозяев приводит к утрате висцеротропности вируса по отношению к теплокровным, и только пассаж через высокочувствительного хозяина — грызуна — восстанавливает эту способность (Чунихин и др., 1986).
Как мы уже указывали выше, по нашим предварительным данным, последовательное введение крупно- и мелкобляшечных вариантов вируса в организм клеща приводило к преимущественному выделению крунобляшечных вариантов из отдельно выделяемых слюнных желез, тогда как в соме и из гонад выделялись преимущественно мелкобляшечные варианты вирионов. Таким образом, воздействие переносчика на возбудителя, известное на примере других патогенных агентов, имеет место и в случае системы вирус КЭ—клещ. Воздействие же возбудителя на переносчика, и к тому же не носящее характер явного вреда,— а именно этот аспект взаимодействия сочленов паразитоценозов изучен лучше всего — весьма мало исследовано на примере вирусов.
Вирусы, репродуцирующиеся за счет энергетических ресурсов клетки, а РНК-вирусы — и за счет хозяйского генома,— казалось бы, паразиты «по определению». Однако веских доказательств отрицательного (или положительного) характера воздействия вирусного компонента симбиоза вирус—клещ до сих пор нет. Более того, только начиная с наших работ вообще появились лишь первые данные о воздействии вируса на организм переносчика, говорящие о том, что система клещ—вирус функционирует иначе, нежели незараженный потенциальный хозяин вируса.
Задачей этого раздела и является обобщение данных, доказывающих наличие изменений в функционировании системы клещ—вирус, способствующих повышению вероятности осуществления циркуляции вируса в сложной системе природного очага КЭ.