Разбирая вслед за С. П. Расницыным общую схему циркуляции вируса КЭ, Э. И. Коренберг и Ю. В. Ковалевский (1977) приходят к весьма пессиместическим выводам о возможности сохранения вируса в природе только за счет перехода его через яйцо и активные фазы развития клещей без «подпитки» вирусом извне.
По их схеме и расчетам, воспроизводство от имаго до имаго, несмотря на обилие яиц, личинок и даже нимф, из-за высокой гибели в процессе метаморфоза равно 1:1. Одновременно на каждой фазе происходят все растущие потери вируса в последующих фазах, падающие в самке F1 неизбежно до уровня меньше исходного. Цикл развития клещей при этом рассматривается максимальной продолжительности (с максимумом диапауз). Заметим это. Влияние вируса на клещей, в отличие от допущений С. П. Расницына, полностью игнорируется. «Спасение» ситуации авторы видят только в обмене вирусом между взрослыми клещами, питающимися на одном животном, и в допущении роста титров вируса в последовательных фазах развития клещей, т. е. его «запаса» в природе.
Это и позволяет авторам в последующие годы, подсчитывая число клещей на определенных фазах развития на площади в 1 га и умножая это число (с учетом доли зараженных особей в популяции) на средние титры вируса в клещах каждой фазы развития, получать цифры, характеризующие «запас» вируса КЭ в пространстве очага. Обобщив и несколько усреднив вполне совпадающие данные исследователей группы Э. И. Коренберга (Коренберг и др., 1989; Ковалевский и др., 1989; Левин и др., 1989), мы сопоставили на рис. 40 обе выявленные ими тенденции — падение числа клещей последующих фаз развития неодновременно — рост запаса вируса. Как видно из рисунка, обе тенденции повторяют друг друга с точностью до наоборот.
Таким образом, потери вируса от фазы к фазе, правомерно, казалось бы, обоснованные первой схемой (Коренберг, Ковалевский, 1977) и допускаемые формулой С. П. Расницына (1976), в природе не срабатывают. Существуют достаточно мощные механизмы, обеспечивающие пополнение запаса вируса в популяции клещей и явную его потерю при трансовариальной передаче. Краеугольный камень, лежащий в основе фундамента представлений о незыблемой прочности системы клещ—вирус КЭ во времени,— трансовариальная передача — оказался небольшим и не самым важным кирпичиком в этом здании.