Пироплазмиды образуют с клещами сложные высокоадаптированные системы возбудитель—переносчик с совершенной последовательностью смены фаз развития, выраженным органотропизмом, строгой приуроченностью смены фаз патогена к изменениям физиологического состояния клеща, разнообразно использующие сочетания самых разных фаз развития и питания как преимаго, так и взрослых клещей — самок и самцов амблиоммин для переходов от хозяина к хозяину.
Наличие эмерджентных свойств таких систем можно постулировать, и действительно они, якобы, обнаружены у Babesia microti. Однако их выраженность требует весьма детальных исследований, хотя бы потому, что защитные механизмы против паразитических простейших у клещей достаточно наглядны, стоит лишь вспомнить разобранный выше пример с тейлериями. Тем не менее ничто не мешает предположению, что настойчивость ожидания прокормителя на стеблях определенных видов травы у зараженных тейлериями Rhipicephalus appendiculatus выше, чем у незараженных, и что самки Boophilus microplus с бабезиями в яичниках успешнее избегают опасных для будущих личинок бобовых растений и положительный таксис к подстилке у подножия стеблей травы у них более сильно выражен, чем у незараженных.
Гельминты. Сведения о развитии филярий в клещах весьма скудны, вероятнее всего, потому что среди них в нет патогенных для ирловека. Выше уже упоминалось, что на двигательную активность комаров развивающиеся в их организме личинки патогенных для человека филярий оказывают весьма заметное влияние. Имеет ли место изменение функционирования системы клещ—гельминт, можно только догадываться, но предположение о том, что жизнедеятельность незараженных и зараженных гельминтами клещей может весьма существенно отличаться, непротиворечиво. Более того, можно даже предположить, каким образом она может изменяться: вероятно, эти изменения могут проявиться в более выраженном привлечении зараженных самок к косуле, а отпадение нимф будет иметь существенно более направленный характер.
Разумеется наши рассуждения о возможных эмерджентных свойствах этих систем базируются на аналогии с парой клещ— вирус КЭ, однако обнаружение описанной выше сходной реакции на запах у клещей с боррелиями позволяет предположить, что подобными свойствами могут обладать и иные системы клещ— возбудитель, во всяком случае те, для которых характерно проникновение патогена в нервную систему хозяина — клеща.
Наиболее характерно в этом отношении взаимодействие нейро-тропного вируса — возбудителя КЭ и его специфического хозяина — клеща Ixodes persulcatus.
Материал разработан нами в основном под углом зрения не взаимоотношений, не взаимных адаптаций возбудителя и переносчика, как это до сих пор делалось, а именно под углом зрения функционирования системы клещ—популяция вируса КЭ. Системы, которая, как мы постараемся показать, обладает целым комплексом эмерджентных свойств.