Спирохеты. Происхождение клещевых спирохет неясно, возможность их происхождения из комменсалов клещей допускается рядом авторов. Характерна привязанность к клеткам кишечника, возможно размножение в его полости. И вместе с тем — ярко выраженная органотропность.
С одной стороны, выраженное подавление численности в полости тела клещей (вплоть до появления гипотезы о фильтрующихся формах), с другой — выраженная органотропность к слюнным железам, к нервной системе. И — изменение функционирования системы под влиянием возбудителя: измененные реакции на яды, на влажность, на запахи. Налицо система, эмерджентные свойства которой, видимо, пока не выявлены.
Патогенные риккетсии. По общему мнению — выходцы из среды симбионтов членистоногих. Польза от их пребывания как компонентов среды обсуждалась по отношению к насекомым, польза от риккетсий рода Wolbachia — симбионтов клещей — неясна, а для комаров группы pipiens рода Culex — очевидна. Наследуемый с материнской плазмой симбионт Wolbachia culicis «служит» для разделения рас этого вида комаров. Можно поэтому принять, что «родственники» этих симбионтов приобрели патогенные свойства для теплокровных, и чем дальше «ушли» в процессе отбора в патогенные организмы, как Coxiella burneti, тем больше утратили присущие системе свойства. Только «истинный» симбионт сохранил свойства полового и трансовариального (почти без потерь в поколениях) пути передачи. Такова Rickettsia rickettsii. Однако поражение ею нервной системы и связанные с этим гипотетические изменения поведения зараженных клещей могут свидетельствовать о том, что отношения симбиоза приобрели паразитический характер.
Только здесь, в этом случае можно ожидать эмерджентных свойств системы с изменениями реакций на влагу, запахи, хозяина. Остальные виды риккетсий, особенно те, у которых стал едва ли не основным нетрансмиссивный путь передачи (Coxiella burneti), должны — если наш принцип классификации пар клещ—возбудитель верен — в значительной мере утратить именно эти системные свойства.