Francisella tularensis, листерии, бруцеллы выносят повышение pH и слабо реагируют на умеренную реакцию на них лизоцима, могут размножаться не только в полости, но и в стенках кишечника, проникать в гемоцель, гемоциты, иные органы и ткани клеща.
Листерии могут даже передаваться потомству (Гребенюк и др., 1972). Но все эти возбудители могут сохраняться во внешней среде и передаваться восприимчивым животным и без помощи клещей.
Затраты на создание новой системы, на преодоление барьеров кишечника, базальной мембраны, защитных свойств гемолимфы, даже возникновение таксисов к определенным органам — все налицо. Не ясно — зачем такие затраты, если трансмиссивный путь передачи далеко не основной. Резерв? Реликт? Становление новой системы? При современном уровне знаний справедливость любого ответа равновероятна.
Но одного из основных свойств системы, свойств усиления эффективности ее функционирования обнаружить не удается. Существенных изменений свойств возбудителей после пассажа через клещей не отмечалось, равно как и большей эффективности передачи или сохранения во внешней среде с помощью организма клещей. По признаку эмерджентности эти системы могут быть поставлены позади вообще трансмиссивно не передаваемого чумного микроба. Во всяком случае до тех пор, пока они не будут выявлены.
Но эффективного снижения численности биомассы этих возбудителей кроме общего для всех них угнетения в период голодания как будто не наблюдается.
Уже из этих примеров видно, как сложна «задача» патогена и, стало быть, паразита по освоению среды обитания — организма клеща.