Существование защитных механизмов у клещей, предупреждающих энергетические растраты неограниченно размножающимися возбудителями, подтверждается наличием дремлющих форм (термин Фридхофа — Friedhoff, 1987) бабезий и непитающихся, диапаузирующих и ищущих (ожидающих) хозяина фазах развития клещей.
Существование ранее нами упомянутой, подобной дремлющей эклипс фазы, фазы электронномикроскопически определяемых, но непатогенных для теплокровных, «дремлющих» вирионов в клеще подтверждена даже для такого сугубо облигатного паразита как вирус КЭ (Nosek et al., 1988).
Существовенное замедление обмена, экономная трата энергетических ресурсов у голодных клещей, измеряемая, например, уровнем газообмена (Маклыгин, Алексеев, 1960), тормозит и процессы воспроизведения и накопления биомассы возбудителя. В некоторых случаях, как было показано ранее, присутствие возбудителя меняет поведение переносчика, активизирует его, заставляя расходовать больше энергии, чем в аналогичной ситуации расходуют назараженные особи, но такой «перерасход» в ряде случаев оправдан самим существованием системы. Гибель зараженной части популяции в экстремальных условиях — прекращение существования системы как таковой. Клещи могут существовать и без боррелий (или любого другого возбудителя). В экстремальных ситуациях ранее терпимый вред симбионта перевешивает его проблематичную пользу для переносчика. Зато польза для человека куда как очевидна.
Но система не была бы системой, если бы не функционировали обратные связи. Одним из наиболее ярких примеров активного расходования энергетических ресурсов хозяина служит заражение иксодид тейлериями, влекущее за собой структурные изменения клеток е альвеол III типа хозяина: наблюдается гипертрофия ядра клеток и цитоплазмы, пролиферация лизосом, накопление гликогена, самопереваривание эндоплазматического ретикулума, пролиферация митохондрий (Hazen-Karr et al., 1987). Все эти процессы идут как накануне присасывания клеща, так особенно в первый период присасывания, когда метаболизм всего клеща резко активизируется.
На экране сканирующего электронного микроскопа среди мелких гроздей альвеол слюнных желез клещей, зараженных Theileria cervi, выделяются своими размерами заселенные возбудителями альвеолы: они в 4—6 раз больше непораженных альвеол (Hazen-Karr et al., 1987). Но число их, судя по микрофотографии (Hazen-Karr et al., 1987), относительно невелико — всего 2 на 133 альвеолы, видимые на изображении. Следовательно, энергетические затраты не столь уж велики в пересчете на всю слюнную железу и целого клеща.