Наиболее яркий пример двух уровней существования очага: тейлериоз с возбудителем Theileria parva lawrencei, переносчиком клещом Rhipicephalus appendiculatus (бездиапаузная раса) и резервуаром буйволом.
Включение в эту цепь домашнего рогатого скота приводит к гибели животных от тяжелой болезни «corridor disease». В результате потери энергии и массы: гибель резервуара, потери возбудителя, нарушение гомеостаза. Смена переносчика на диапаузирующую расу клещей приводит к смягчению заболевания, появляется «болезнь января». В результате отбора в новом переносчике меняются свойства возбудителя; это уже не Theileria parva lawrencei, а менее вирулентная Th. parva bovis — скот болеет, но не гибнет (вирулентная часть популяции вымирает вместе с чувствительным хозяином), появляется паразитемия, достаточная для циркуляции возбудителя. Формируется новый уровень гомеостаза с минимальными энергетическими затратами для поддержания существования новой трехчленной паразитарной системы. Другой классический пример. Естественная первичная система: трипаносомы—антилопы—мухи цеце — система сбалансированная, использующая максимум энергии без потерь, и вторичная нарушенная система — с включением скота, появлением иных подвидов (видов) трипаносом, гибелью животных и людей от сонной болезни (Беклемишев, 1945).
Отсюда следует вывод, что все те природноочаговые инфекции, которые в ходе болезни вызывают значительные затраты энергии на выздоровление и безвозвратные ее потери в случае гибели позвоночных хозяев,— суть всегда неравновесные энергетические системы. Под этим углом зрения мы и постараемся рассмотреть взаимоотношения клещей с возбудителями в составе трехчленных паразитарных систем и классифицировать их по принципу взаимной адаптированности с количеством предполагаемых энергетических затрат, необходимых для поддержания гомеостаза. Под гомеостазом в случае системы с паразитом мы подразумеваем сохранение максимальной биомассы каждого из сочленов системы на всех этапах ее функционирования.