Несмотря на всю важность дешифровки взаимовлияния внутри системы переносчик—возбудитель, мы поразительно мало знаем о биохимизме взаимодействия микропопуляции возбудителя и клеща-переносчика и фактически очень немного — об изменениях свойств патогена.
В нашей ранней работе (Алексеев, 1989а) мы обосновали то положение, что патоген — возбудитель болезни теплокровных в момент перехода в теплокровного хозяина из кровососа безразличен к своему уже использованному беспозвоночному хозяину. Увеличение риска гибели из-за увеличения продолжительности поиска сосудов и срока кровососания (комары, москиты), гибель от голода блох с микробным блоком преджелудка, затруднения в получении крови из-за блокады хеморецепторов трипаносомами (мухи цеце), чрезмерная связанная с энергетическими потерями двигательная активность клещей, зараженных вирусом КЭ,— все это доводы в пользу правомерности выдвинутого положения.
Многочисленны факты о патогенности возбудителей трансмиссивных болезней не только для теплокровных, чаще всего — промежуточных хозяев микроорганизмов, но и для беспозвоночных переносчиков — дефинитивных их хозяев. Мы уже приводили один из них — разрушение сальмонеллами эпителия кишки клеща, затрудняющее заражение вирусом и угнетающая жизнеспособность хозяина (Кондрашова, 1974).
Что касается клещей, то существует крайняя точка зрения, обоснованная Уолкером (Walker, 1990), который считает, что для простейших — возбудителей пироплазмоза скота и других крупных копытных — клещи иксодиды являются весьма неблагоприятной средой. Малая вероятность попадания клеща на зараженное тейлериями животное и небольшая вероятность полного насыщения клеща, крайне жесткие условия пребывания голодных клещей во внешней среде, перемещение зараженных клещей в пространстве возможное только вместе с крупными позвоночными хозяевами, практически неподвижные личинки, разнос нимф лишь на небольшие расстояния — все это факторы, крайне неблагоприятные для выживания тейлерий. Тем более, что только клещи являются дефинитивными хозяевами, ибо половые процессы, обмен генетическим материалом совершается именно в них.