Редкость микстинфекций наводит на мысль о существовании антагонизма между боррелиями и вирусом КЭ. И действительно, в наших опытах при парентеральном заражении вирусом КЭ клещей из рекреационной зоны Петербурга оказалась инфицирована неожиданно малая доля клещей — 26.6 %.
По данным местной санэпидслужбы до 60 % клещей в этой зоне содержали боррелий. Если принять, что именно эти особи были нечувствительны к КЭ, и вычесть их из суммы особей, инъецированных вирусом, процент заразившихся I. persulcatus возрастает до 66 %, т. е. до цифр весьма близких к обычному уровню при этом способе инфицирования самок и самцов клещей. В другом опыте (Алексеев, Арумова и др., неопубликованные данные) самки I. persulcatus из эндемичной по боррелиозу местности (Талдомский район Московской обл.) были заражены вирусом КЭ парентерально, подсажены на хомячка и, по окончании питания, проверены как на наличие вируса КЭ, так и на боррелий.
Возбудители болезни Лайма были обнаружены в 4 случаях из 6, вирус КЭ — ни разу. Можно предположить, что характерные для В. burgdorferi и необычные для прокариот поверхностные антигены, представляющие собой гликопротеины (Sambri et al., 1992); блокируют гликопротеиновые рецепторы вирусного капсида, так как при парентеральном заражении кишечный барьер вирус минует. Вместе с тем в природе при заражении КЭ при всех путях заражения, кроме полового и омовампирического, вирус не может миновать кишечника и его клеток, где концентрация боррелий особенно высока. Эти факторы заставляют задуматься о взаимодействии возбудителей в природных системах и об особой роли микроорганизмов-антагонистов для эпизоотологии и эпидемиологии целого ряда инфекций, переносимых не только клещами, но и другими кровососущими членистоногими.
Вирусы, присутствующие в беспозвоночном хозяине, видимо, не оказывают никакого действия на бактерии, риккетсии и спирохеты, попадающие с кровью. Во всяком случае сальмонеллы, попавшие в иксодового клеща после вируса КЭ, заражение которым произошло на предыдущей фазе развития, в клещах успешно размножаются. Напротив, при последовательном заражении бактериями, затем вирусом или одновременно обоими возбудителями вирус выделить не удавалось (Кондрашова, 1974). Налицо явный антагонизм, обусловленный, по всей видимости, деструктивными изменениями кишечного эпителия клещей, зараженных патогенным для них возбудителем Salmonella typhimurium.