I. persulcatus, разумеется не могли прижиться и не прижились в теплом климате Крыма. Однако могли и, по всей вероятности, передали вирус клещам I. ricinus, активизирующимся в апреле— мае в горном Крыму.
Наши недавние данные о трансптиальной (чересслюнной) передаче вируса (Алексеев, Чунихин, 1990) от клеща к клещу при тесном совместном питании и данные об успешности дистантной передачи вируса КЭ от одного клеща рода Ixodes другому виду этого рода при совместном, но на расстоянии питании на животном, у которого отсутствует вирусемия (Алексеев, Чунихин, 1991), объясняют механизм обмена вирусом между I. persulcatus и I. ricinus.
По нашим последним данным (Алексеев, Чунихин, 1992), дистантная передача от самки к самке I. persulcatus успешна в 80 % случаев, а от самок I. ricinus к нимфам этого же вида в 70 % случаев при использовании вирулентного штамма и возможна даже при использовании столь маловирулентного штамма как штам Скалица (Алексеев, Чунихин и др., 1993). Как видно из описания случаев заболевания, приводимого Е. Э. Мельниковой и С. Я. Гайдамович (1981), в 1980 г. штамм КЭ вызвал клинику средней тяжести и был достаточно вирулентен. И. А. Виноград и А. Я. Омельченко (1989) уже не упоминают о тяжелых случаях заболеваний, что безусловно объясняется тем, что прежде чем проявиться на людях завозной штамм достаточно долго (по крайней мере 20 лет) существовал в системе с переносчиком КЭ «западного типа» — I. ricinus.
Обнаружение вируса в Hyalomma plumbeum лишь свидетельство успешности дистантного обмена между идеальными донорами Ixodinae и хорошими реципиентами Amblyomminae (Алексеев, Чунихин, 1992), ибо участие представителей этого подсемейства в циркуляции вируса КЭ, несмотря на достаточно частое его выделение, весьма сомнительно, тем более, что у населения, обращающегося по поводу присасывания клещей, в 80 % случаев обнаруживают именно Ixodes ricinus (Гутова, Сиротюк, 1989). Эти же авторы показали, что обилие клещей этого вида вблизи туристских троп Бахчисарайского района в июне составляет 20 экз./км, Ялтинского заповедника — 17.8 экз./км.
В настоящее время на территории Крыма существует несколько очагов КЭ в. предгорьях Симферополя, Белогорского, Бахчисарайского районов и на территории Большой Ялты с вирусофорностью клещей I. ricinus 0.3—0.5, иногда До 3—8% (Маркешин и др., 1989). Рукотворно восстановленный очаг активен, что подтверждается анализом иммунной прослойки среди коренного населения (Маркешин и др., 1989), но штамм (подвид?) под влиянием другого переносчика, хотя и принадлежащего к группе persulcatus (Филиппова, 1990), в мягком климате Крыма постепенно теряет свойства восточного штамма и становится типично европейским, «слабым», «мягким» штаммом. Роль эфемерной, временной симпатрии (заноса возбудителя) оказалась весьма зловещей.