Климатический, Холодовой фактор, видимо, играет ведущую роль в отборе вирулентных штаммов КЭ. Во всяком случае таковы данные Л. А. Вереты и В. И. Волкова (1986) для наиболее восточной части ареала КЭ, на севере которого встречаются наиболее вирулентные штаммы из числа вышеупомянутых азиатских.
Не случайны, видимо, данные 3. Н. Кондрашовой (1975) о лучшей трансовариальной передаче вируса КЭ самками I. persulcatus, развившимися при пониженной температуре. В зонах симпатрии процесс отбора того или иного подвида вируса может идти в любую сторону в зависимости от доминирования того или иного вида и климатических факторов.
Для аллопатрических популяций с временным «заносом» переносчиков процесс возможен только однонаправленный. Рассмотрим один из таких случаев. В опубликованной в 1977 г. карте районов распространения КЭ на территории бывшего СССР (Коренберг, 1977) Крым не фигурировал. Не входил Крым и в ареал I. persulcatus, как это показано в книге «Таежный клещ...» (1985). Нет никаких оснований не доверять местным специалистам, считающим, что по крайней мере до конца 70-х годов в Крыму заболеваемость КЭ не отмечалась.
Вполне можно допустить, в соответствии с гипотезой Т. А. Воронцовой, что, несмотря на наличие переносчиков КЭ на западе ареала вируса — клещей I. ricinus и мышевидных грызунов-прокормителей, чувствительных к нему, патогенные штаммы на этой территории в связи с давней антропогенной трансформацией среды и типом хозяйства исчезли (Воронцова, 1990). Возможно, вследствие давнего истребления крупных копытных и в связи с типом выпаса скота коренным населением Крыма не было и условий для циркуляции именно патогенных штаммов.
Ареал клещевого энцефалита на территории бывшего СССР и некоторых сопредельных стан (по: Коренберг, 1977)
Ареал таежного клеща Ixodes persulcatus (по: «Таежный клещ...», 1985, с изменениями)