Перемешивание генофонда клещей также относится и к генофонду возбудителей, которое обеспечивается трансспермальной передачей. Кроме того, смена «знака» запаха для зараженных самцов увеличивает вероятность встречи на одном растении-аттрактанте незараженных самок с зараженными самцами, для которых бывший репеллент становится аттрактантом.
Тот же смысл может иметь замедление или. ускорение сроков насыщения и линьки. Под влиянием вируса меняется степень насыщения и срок линьки, под влиянием запаха растений отрицательное влияние присутствия вируса может сглаживаться, а поиск хозяина путем активного подъема на растение-аттрактант облегчаться; увеличивается и шанс встретить незараженную особь противоположного пола. Снижение массы зараженных нимф и выходящих из них имаго, возможно, «плата» за энергетические затраты на репродукцию вируса: большая концентрация вируса уменьшает прибавку в массе даже при наличии запахов растений, усиливающих процесс насыщения.
Насыщение на белой мыши зараженных и не зараженных вирусом КЭ самок Dermacentor reticulatus в зависимости от воздействия запаха растительного происхождения
Примечание. Во всех опытах на мышь подсаживали одну самку вместе с самцом.
Изменение реакции на маркеры внешней среды у зараженных возбудителями клещей имеет и еще один — и притом весьма важный — аспект: по-видимому, именно это явление помогает не только перемешиванию генофонда возбудителя между представителями одного вида, но и способствует переходам возбудителя от одного вида переносчиков к другому. Наложение скоплений личинок или нимф одного вида с преобладанием зараженных особей на скопления другого под влиянием изменения реакций на запахи — маркеры среды, видимо, один из инструментов природы, с помощью которых взаимоотношения патоген—клещ распространяются не только на особей популяций этой пары видов, но и на переносчиков другого, родственного вида, симпатричного первому.
К рассмотрению роли симпатрии для экспансии клещевых патогенов в новых переносчиках мы теперь и перейдем.