Присутствие вируса во всех без исключения опытах как бы «стирало» различия во влиянии запахов на Dermacentor marginatus: и в атмосфере репеллентов, и в атмосфере аттрактантов происходили и удлинение сроков питания, и задержка времени наступления линьки. Причем не только по сравнению с зараженным, но — в большинстве случаев — и с незараженным контролем.
Различия можно проследить только в тенденциях изменения массы питания при изменении «знака» действия запаха. Так, душистый перец — репеллент для D. marginatus — почти не менял массы тела напитавшихся женских нимф; став аттрактантом для зараженных особей, он обеспечивал прирост массы на 4.7 мг (т. е. почти в 8 раз). Запах почек тополя, аттрактант для самок, вызывал прирост массы на 8.1 мг у женских нимф и падение прироста по сравнению с контролем у зараженных особей на 1.7 мг, став для них репеллентом. Смена «знака» действия запаха почек тополя на мужских нимф с репеллентного на аттрактантный позволила зараженным мужским нимфам увеличить массу по сравнению с контролем на 20 % по сравнению с 15 %-ным приростом массы, отмеченным у незараженных нимф. Угнетающее действие запаха-репеллента на зараженных нимф, возможно, коррелирует с титром вируса КЭ в них: так, дефицит прироста массы у мужских нимф D. marginatus под влиянием запаха липы (репеллента для зараженных самцов) составил 7 мг у особи с титром вируса 8.5 lg LD50 в 0.03 мл и лишь 1 мг — у самца с титром, равным 4.5 lg LD50 в 0.03 мл.
Продолжив опыты со взрослыми самками D. marginatus, отловленными в районе Московской обл., свободном от КЭ, весной 1991 г., мы убедились, что действие запаха растительного происхождения может сказаться и на питании, и на развитии взрослых клещей.
Как видно из таблицы, наличие вируса КЭ, как и в случае нимф D. marginatus, достоверно уменьшает массу питания зараженных самок по сравнению с незараженными, причем отпадают от мыши они несколько раньше, но кладку дают позже незараженных. Кормление и последующее содержание самок в атмосфере запаха почек тополя (репеллента для зараженных самок D. reticulatus) явно стимулировало насыщение их кровью и несколько ускоряло развитие яиц. Масса питания таких самок достоверно выше, чем у зараженных особей, питавшихся без воздействия запаха, время питания несколько меньше, а кладка наступала практически в то же время, что и в контроле.